ХРАМ
В 1771 году для нужд Даниловского кладбища и ближайших поселений, был построен небольшой деревянный храм в честь мучеников Херсонских (Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия, Агафодора).
Со временем постройка изрядно обветшала, посему, на средства именитого московского купца – Симеона Логиновича Лепешкина– был возведён новый храм, каменный.
Строительство длилось 9 лет — с 1829 по 1838 годы. Церковь построена по проекту известного архитектора позднего классицизма — Федора Михайловича Шестакова. Он является автором таких замечательных столичных памятников, как храм Вознесения Христова на Большой Никитской или просто Большое Вознесение, колокольня храма в честь святителя Николая в Толмачах, при нынешней Третьяковской галерее и др.
В 1832 году, 25 сентября по старому стилю, новый построенный храм на Даниловском кладбище, был освящен святителем Филаретом Московским. После освящения Святитель произнес «Слово о молитве за умерших».
Главный престол был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а второй оставили в честь святых мучеников Херсонских. Изнутри новая церковь была щедро украшена богатой настенной росписью на библейские сюжеты: «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд» и т. д.
В начале XX столетия храм Сошествия Святого Духа заметно преобразился. «В 1901 г. церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище великолепно отделана усердием ктитора И.Я. Чернова и благотворителей. В храме сделан новый пол из разноцветных каменных плит, а в алтаре паркетный; иконостас вновь вызолочен, живопись на стенах реставрирована, возобновлена вся утварь. Снаружи церковь также отремонтирована и выкрашена масляной краской», – писали «Московские церковные ведомости» в 1901 году.
В 1905 г. по проекту архитектора Николая Дмитриевича Струкова расширили южный придел священномучеников Херсонесских, ранее находившийся в трапезной, а после перестройки помещенный рядом с главным престолом. Храм при этом увеличился почти вдвое, алтари главного и южного придела оказались рядом. Новая апсида почти в точности повторила размер и форму апсиды главного храма, а стена южного придела повторила архитектуру стены храма. Бывшую наружную стену прорезали большие арки, и пространство храма стало почти единым. Единственно, что не было повторено в южном приделе, так это глава, которую не поставили над приделом.
Здание церкви выдержано в стиле ампир. Имеет главный престол – Сошествия Святого Духа на апостолов и приделы: Семи херсонских епископов- священномучеников, Успения Святой праведной Анны, святых благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского (придел св. блгв. кн. Александра Невского – приставной). Церковь представляет собой трехчастный храм — компактная центральная часть перекрыта высоким куполом на барабане, а трапезная соединена с высокой двухъярусной колокольней.
Также на территории кладбища были построены: флигеля и здания богадельни и приюта, дом причта, ограда с воротами. До сегодняшнего дня сохранились — ограда с воротами; здания богадельни и приюта, в которых сейчас располагаются соответственно Воскресная школа Храма и ГУП Ритуал; дом причта был противозаконно снесен в 1986 году после пожара, без разрешения Совета Министров СССР.
В 1902 году юго-западнее Храма благочестивая вдова воздвигла над могилой своего мужа, Николая Ильича Гребневского, храм-усыпальницу в честь святителя Николая. Еще не так давно в этом Никольском храме служили 2 раза в год — на праздники свт. Николая Чудотворца; сейчас этот храм не работает, в нем проводится ремонт.
Храм впечатляет богатством церковного убранства, а главное – сохранностью первоначального декора. В этом смысле у храма счастливая судьба, ведь он в числе немногих не был закрыт в советское время и не подвергся разорению. Сохранился классический главный иконостас редкого насыщенного цветового сочетания зеленого с золотом. Особо чтимые иконы Божией Матери «Иверская» и «Скоропослушница», иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского, Блаженной Матроны Московской и прп. Аристоклия Афонского, имеется ковчег со святыми мощами угодников Божиих.
До революции Храм был кладбищенский, а не приходской. Это значит, что в Храме только отпевали, а крещения и венчания не проводились. После октябрьской революции Храм стал приходской.
В советское время храм на Даниловском кладбище, в отличие от многих других столичных церквей, не закрывался. Здесь продолжали возноситься молитвы Богу и совершаться отпевания усопших.
Но в начале 1930-х годов был захвачен обновленцами; возвращен Московской Патриархии — в 1944 г. Из разрушенных храмов и монастырей в Духосошественский храм в то время сносили почитаемые, намоленные иконы, чудотворные образы. Здесь находится несколько икон из Симонова монастыря.
В 2013-2016 годах, при настоятеле храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерее Геннадие Бороздине, были осуществлены капитальный ремонт, выполнены витражи, осуществлена реставрация и поновление росписей храма. В конце 2015 года была написана новая икона Св. блаженной Матроны Московской и подарен большой мощевик с множеством святых мощей Божиих угодников.
Сегодня в храме ежедневно служится Божественная Литургия, а накануне праздничных и воскресных дней – всенощное бдение. В храме, по нуждам верующих, традиционно совершаются и различные требы.
Ниже следуют рисунки (фото), на которых можно видеть:
Рис. 1 — вид Храма Сошествия Святого Духа — с южной стороны;
Рис. 2 — восточная часть Храма;
Рис. 3 — северная сторона Храма;
Рис. 4 — домик Батюшки; трапезная отцов;
Рис. 5 — реконструкция построек Даниловского кладбища (близ Храма) начала 20 века;
Рис. 6 — памятники купцов Зубовых и Сологубовых, захороненных в Храме.
Рис. 7 — на колокольне;
Рис. 8 — усыпальница.
Рис. 9 — ГУП Ритуал, в 19 веке — богадельня.
Рис. 10 — кладбищенские ворота (19 в.)
Рис.11 — икона (за алтарем) «Сошествие Святого Духа»
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6
Рис. 7 Рис. 8
Рис. 9 Рис. 10
Рис. 11