Зак Людмила Марковна

Окончила аспирантуру исторического факультета МГУ (1949). В 1949–51 преподавала в Черновицком государственном университете, в 1952–69 в Московском государственном историко-архивном институте, в 1971–74 в МГПИ им. В.И.Ленина (с 1972 – профессор).  Читала общий курс истории СССР, начиная с 1917 г. и включая войну.

Студенты называли ее «мама Зак».  «Мать слышит, как под ее ребенком трава растет», — говаривала Людмила Марковна. Этой интуицией должен обладать и историк, когда он идет по следу источников.

Людмила Марковна лично знала и дружила со многими известными деятелями советской культуры. У нее были хорошие отношения со всей редакцией «Нового мира», с самим А.Т. Твардовским, с Ю. Трифоновым, с Ю. Любимовым, с О. Ефремовым и его коллегами по «Современнику». Умение дружить и дорожить дружбой работников театра, архивов, библиотек создавало ее студентам особые условия для работы в архивах и библиотеках.

Каждая новая публикация о тех деятелях культуры, о ком старались говорить еще с оглядкой, публиковать что-то крайне осторожно, вызывала у нее огромный интерес, она добавляла что-то от себя, что еще не могло быть опубликовано. Это придавало студентам энтузиазм, стремление сравнивать, что введено в научный оборот, а что еще лежит в архивах неопубликованное, думать над тем, почему это еще не издано.

Выходу каждой хорошей художественной книги она радовалась, тут же рассказывала о ней студентам. Выход каждого романа Ю. Трифонова, публикация “Мастера и Маргариты” М. Булгакова, бои Твардовского в “Новом мире”, позднее, публикация “Детей Арбата” А. Рыбакова были частью ее душевной работы, свидетельством победы над косностью, “с-о-б-ы-т-и-е-м”. Каждый спектакль Таганки был “с-о-б-ы-т-и-е-м”. 

К чему сводились ее наставления? Она откровенно говорила о том, что историю подделывают, переписывают, а о многих важных ее аспектах вообще не пишут. Россия – многонациональная страна и каждый народ в ее истории важен.  Для того, чтобы иметь ясность, полную картину, необходимо знать источники. Таково правило. Историки всегда знают больше того, о чем пишут, особенно, то, о чем знать нежелательно. К сожалению, они вынуждены прибегать к различным ухищрениям, чтобы все-таки дать знать о том, о чем знать не позволялось. «Научись читать между строк. Этому ты научишься, начав сравнивать, как публикуются источники. Подлинник – это главное, это та цель, к которой ты должна двигаться» — учила Людмила Марковна.

Вначале Людмила Марковна проверяла каждую выписку из архива, каждый документ. Обсуждался его вид, содержание, строились предположения, чтобы оно означало, как вести поиск, чтобы узнать, что за люди его писали, кто они? Это приучало студента к внимательному, уважительному отношению к документу, побуждало к дальнейшему поиску, открывались совсем неведомые грани.

Как-то она сказала: “Какое это интересное для историка время – революция и 20-е годы, есть, о чем писать. Чтобы ты писала о 1967 годе? Одни фанфары и юбилеи?! А здесь, посмотри, сколько всего разного, а какая борьба?..” Так возникало чувство и отношение к теме, как к живому организму, растущему, болеющему, обрастающему пониманием своих целей и задач.

   В 1951–53 работала в Центральном музее революции СССР, в 1969–71 в НИИ музееведения и охраны памятников культуры, в 1975–89 в НИИ культуры Министерства культуры РСФСР (культурологии). Основная сфера научных интересов: история Гражданской войны, история культуры, советско-французских отношения. Автор книги «Они представляли народ Франции» (М., 1979), ряда работ о советско-французских культурных связях. Жила на ул. Воровского, 9; Садовой-Черногрязской ул., 5/9.

Скончалась в Москве 27 декабря 2001 года.  Похоронена на Даниловском кладбище, участок 34.

 

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
©