ДАНИЛОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ

danilovskkladb

  Даниловское кладбище находится неподалеку от Данилова и Донского монастырей (ул. Рощинская, 4-й проезд). Это старое московское кладбище, ровесник Ваганькова, Введенских гор, Пятницкого и Миусского кладбищ (все они, так называемые «чумные» —  основаны во время эпидемии чумы в 1771 году). История Даниловского кладбища города Москвы и кладбищенского храма в честь Сошествия Святого Духа уходит в далекий XVIII век.

 В 1770 году набатными колоколами Москва поведала своим горожанам о новой беде, доселе невиданной «моровой язве» или чуме.

Эпидемия распространялась по районам Москвы, унося с каждым днём новые жертвы, что естественно поставило перед городскими властями вопрос о погребении умерших. Указом Правительствующего Сената от 24 марта 1771 года «для погребения умерших от заразительной болезни отведены особые загородные места». Следующим шагом стало распоряжение «по городам при церквах не хоронить, а отвести для них особые кладбища за городом на выгонных местах, где «способнее», и «построить на оных» на первый случай хотя небольшие деревянные церкви»… «кладбища велено устраивать на иждивение городских властей». Так начинается история Даниловского кладбища.

В эти дни первопрестольная столица была объята событием, которое вошло в историю под названием «Чумной бунт». Неконтролируемая толпа начала своё погромное шествие по улицам Москвы от Варваринских ворот Китай-города. Охваченный эпидемией город наводнился мародерскими шайками. Руководство города во главе с московским генерал-губернатором Пётром Семёновичем Салтыковым, несмотря на вводимые меры, с трудом контролировало положение, город погружался в хаос. Личным распоряжением Императрицы Екатерины II, попечение «о сохранении Москвы от моровой язвы» назначается Генерал-поручику Пётру Дмитриевичу Еропкину, который при помощи армии разгоняет мятежников и проводит необходимые на тот момент времени санитарные мероприятия, в том числе и по устройству кладбищ.

По распоряжению городской управы и контролем П.Д. Еропкина для скорейшего вывоза из города погибших от чумы, Москва была разделена на 9 частей. К каждой части города относилось отдельное кладбище. Так, к Даниловскому кладбищу были приписаны для вывоза мёртвых тел «Перваянадесять и втораянадесять часть вся». Так, уже в июле 1771 года на Даниловском кладбище появились смотрители, которые вели ведомости о количестве погребаемых на кладбище людей. При кладбище в это же время работают наёмные за государственные средства «могилокопатели», которым было велено всегда иметь в запас на территории устроенного кладбища вырытые в глубину на три аршина могилы. Но эта заблаговременная мера оказалась недейственной. Рабочие не успевали выкапывать новые могилы, вереницы телег везли ежедневно новые и новые жертвы эпидемии. Поэтому многих покойных приходилось хоронить без гробов и неглубоко, это помогало сэкономить время, однако, через некоторое время появлялся запах.

По этой причине было решено делать поверх братских могил насыпь. Данные мероприятия проходили проверку «Комиссии, Его Светлости Князя Григория Григорьевича Орлова, который при осмотре захоронений постановил «могилы, где люди погребались, землёю более аршина в вышину насыпать». Кладбище обносилось оградой, около въездных ворот у сторожки круглосуточно варилась смола для засмаливания гробов.

В мерах предосторожности было издано церковное предписание, в котором приказывалось всех умерших от чумы отпевать на кладбищах. После чего быстрыми темпами, за казённый счёт, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова и под контролем Алексея Дурново возводится деревянная «особливая церковь».

В реестре, поданном в Консисторию по поводу «новоустроенных при кладбищах церквей», от 31 декабря 1772 года, указывалось, что церковь, находящаяся по Серпуховской дороге за Даниловым монастырём, расположенная на Даниловском кладбище, освящена в память Св. священномучеников Херсонских Василия, Ефрема, Капитона и прочих в 1771 году. По распоряжению Синодальной Конторы в церковь Св. Херсонских мучеников на Даниловском кладбище были переданы часть церковного имущества и колокол из упраздненной Николаевской в Киевцах церкви, которая находилась на берегу Москвы-реки, вблизи Зачатьевского монастыря. На кладбище для поддержания порядка был поставлен караул.

В своём сочинении П. Хавский «Указатель дорог от кремля московского к заставам и к границам московского уезда» за 1839 год, описывал прилегающие к Даниловскому кладбищу территории: «Окрестности Серпуховской заставы: внутри города влево Даниловский монастырь, вправо Донской монастырь и огородные места Московского Пожарного Депо; далее за земляным валом вправо Даниловское кладбище».

В различных дореволюционных источниках как исторических, так и справочных можно встретить упоминание двух кладбищ «Данилово» и «Даниловское».

Данилово кладбище располагалось на территории Данилова монастыря и к Даниловскому кладбищу отношения не имеет, т.к. Данилово кладбище являлось монастырским и брало своё начало на рубеже XIII-XIV веков.

Так же на картах XIX века мы можем увидеть в районе расположения Даниловского некрополя, Татарское или Магометанское кладбище. Данное кладбище сегодня именуется Мусульманским, располагается через овраг с северо-западной стороны Даниловского кладбища.

Далее за Мусульманским кладбищем располагалось Холерное кладбище, которое к концу XIX века перестало изображаться на планах Москвы. Данное кладбище располагалось отдельно от Даниловского и Мусульманского кладбища, и было предназначено для погребения умерших от холерных эпидемий. Точных сведений о дате основания Холерного кладбища нам пока найти не удалось. Но мы можем предположить, что оно появилось в период с 1823-1865 гг. Так как в этот период по России прокатилась не одна волна Холерной эпидемии, которая была занесена с юга. В этот же период данное кладбище можно обнаружить на планах Москвы. На сегодняшний день Холерное кладбище снесено, оно располагалось в районе 5-го Донского проезда.

   До Октябрьской революции на кладбище хоронили рядовых граждан — ремесленников, мещан, купцов, родственников священства.  Из известных людей того времени был похоронен основатель Даниловской мануфактуры — Василий Мещеряков; основатель Третьяковской галереи П. Третьяков и его брат — Сергей Михайлович, позже перезахороненные на Новодевичье кладбище; известные  купцы — благодетели:  Абрикосовы, Королевы, Голофтеевы, Лепешкины; историк Петр Николаевич Кудрявцев. 

  После 1917 года здесь упокоились представители православного духовенства. В советские годы на кладбище были похоронены известные и выдающиеся деятели государства, науки, театра, кино, телевидения, музыки, художники, строители, спортсмены.

  Предание доносит, что под территорией Даниловского кладбища, в районе Храма, проходила коллекторная труба большого диаметра, так вот во время войны ею пользовались, как бомбоубежищем. Кстати, во время войны настоятелем Храма был протоиерей Павел Успенский.

  На территории кладбища расположена Братская могила воинов, в  1965 году на ней установлен памятный мемориал по проекту скульптора Андрея Нефедовича Туманова, похороненного рядом,  и зажжен Вечный огонь. Среди погребенных на Даниловском кладбище 17 Героев Советского Союза.

  Был такой эпизод в истории Даниловского кладбища — в 90-х годах по просьбе Антонины Малаховой, дежурившей  у могилы матушки Матроны, было организовано некоторое время круглосуточное дежурство у могилы блаженной московской старицы. В связи с чем это было связано сейчас мало кто помнит, возможно опасались, что кто-то поспособствует исчезновению мощей матушки Матроны.

  В 1998 году уже после обретения святых мощей блаженной Матроны Московской «исчез» металлический крест с могилы Святой , но он не исчез, а был перевезен в Радонеж батюшкой, который участвовал в обретении мощей святой Матроны Московской.

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
©